– ускоряется внедрение ПО (подключение к услуге производится в кратчайшие сроки, используются стандартные процедуры и процессы для решения типовых задач);
– оптимизируются текущие расходы на аренду ПО – клиент подписывается на необходимую функциональность и оплачивает фактическое использование ПО;
– используемое ПО всегда легально;
– расходы на использование ПО относятся к валовым затратам;
– снижается вероятность ошибок в ПО (все клиенты используют одну, регулярно обновляемую версию ПО, провайдер услуг самостоятельно поддерживает целостность операционной среды).
Безопасность информации
Когда заказчик использует ПО как услугу, то и само ПО, и данные пользователя физически находятся за пределами компании заказчика. В связи с этим потенциальные пользователи SaaS-проекта опасаются несанкционированного доступа к базе данных. Их также волнует сохранность самой базы данных и обеспечение непрерывности доступа к ней. Современный организационно-технический уровень предоставления SaaS-услуг позволяет свести на нет ущерб от таких угроз.
Проблема несанкционированного доступа. Эта проблема снимается использованием SSL-протокола для шифрования интернет-трафика, а также других технологий обеспечения информационной безопасности (например, использование механизма открытых ключей аналогично интернет-банкингу). С провайдером услуг заключается соглашение о конфиденциальности и регламентации действий сторон после расторжения договора. Как и в традиционных решениях, основные риски, связанные с утечкой информации, приходятся на сотрудников компании. Эти риски могут быть минимизированы оперативными мерами.
Сохранность и доступ к базе данных. Проблема повреждения или потери данных и отсутствия доступа к ним решается как за счет обеспечения безотказного функционирования телекоммуникационного оборудования и серверов в Дата-центрах (дублирование подстанций, резервное электропитание, системы кондиционирования и пожаротушения и др.), так и путем создания катастрофоустойчивых решений. Малым и средним компаниям экономически нецелесообразно задействовать значительные ресурсы для обеспечения безотказного функционирования своих вычислительных сетей на уровне промышленного Дата-центра.
Технологические особенности проекта DeloPro Online
Катастрофоустойчивое решение. Для обеспечения катастрофоустойчивого решения используются пары физических серверов, устанавливаемые в разных географически разнесенных Дата-центрах. На каждом физическом сервере устанавливается несколько персональных виртуальных серверов (Virtual Private Server), так называемые VPS-контейнеры. Для VPS задаются доступные ресурсы физического сервера (размер памяти, загрузка процессора). VPS может динамически увеличивать свою мощность, вплоть до использования всех свободных в данный момент ресурсов.
В каждом VPS-контейнере устанавливаются необходимые системные программы (ssh, vsft pd, apache, MySQL и PHP), исходные тексты системы DeloPro 4.0 и создается база данных, к которой клиент получает Интернет- доступ (URL-адрес доступ к базе данных по https-протоколу).
Заказчику предоставляются рабочий и резервный (BACKUP) VPS-контейнеры в каждом из Дата-центров.Производится ежедневное резервное копирование базы данных клиента и исходных текстов ПО в два BACKUP-контейнера в разных Дата-центрах и восстановление рабочей базы данных в резервном VPS-контейнере. При выходе из строя основного физического сервера, заказчик переключается на работу в резервном VPS-контейнере по другому URL-адресу. Схема рабочих и резервируемых потоков данных представлена на рисунке.
Внедрение DeloPro Online. В зависимости от размера автоматизируемой компании и сложности бизнес-процессов, а также ее финансовых возможностей может быть проведено классическое внедрение или экспресс-внедрение. Возможны также доработки функциональности ПО под специфику бизнеса клиента.
Классическое внедрение. Комплекс работ проводится на бюджетной основе. Включает разработку проекта автоматизации, обучение персонала и внедрение ПО в соответствии с проектом. Проект автоматизации представляет собой набор документов, содержащих модель учета, описание бизнес-процессов и методологию использования ПО для автоматизации управления предприятием Заказчика.
Экспресс-внедрение. Для компаний, начинающих свой бизнес (стартапов), и действующих небольших компаний (до 10 пользователей). Включает изучение бизнес-процессов автоматизируемой компании, подготовку базы данных к вводу в эксплуатацию, перенос исторических (за прошедший период) данных, обучение руководителя проекта, настройку прав пользователей, тестирование и сдачу в эксплуатацию. Услуги оказываются на условиях почасовой оплаты работы консультанта.
Модель оплаты. Клиент ежемесячно платит за подключение к услуге (сумма базовой платы зависит от используемых приложений), а также за работу в течение месяца пользователей, число которых превышает 5. Количество компаний, от лица которых можно вести учет в одной базе данных, не ограничено и не влияет на сумму арендной платы. Стоимость аренды ПО включает:
– доступ к базе данных по SSL-протоколу;
– предоставление новых версий ПО (обновлений);
– аренду виртуального WEB-сервера и интернет трафик (входящий и исходящий);
– администрирование виртуального WEB-сервера;
– ежедневное резервное копирование базы данных на двух физических серверах в разных Дата-центрах;
– online-доступ к базе знаний и методическим материалам.
Дополнительные платные сервисы:
– комплекс работ по внедрению ПО (базовый консалтинг);
– регламентированный доступ к консультациям по телефону (абонобслуживание);
– online-доступ к системе обработки инцидентов (абонобслуживание);
– расширенные часы поддержки по телефону;
– бизнес-консалтинг и обучение;
– интеграция с другими приложениями.
Клиент может приобрести Лицензию Unlimited и перенести VPS вместе с содержимым контейнера на свой сервер, приняв на себя ответственность за сохранность базы данных.
Конкурентные преимущества заказчика
Катастрофоустойчивое решение платформы DeloPro Online, подходы к ее внедрению, а также стоимость услуг и модель оплаты – все это позволяет получить заказчику конкурентные преимущества при комплексной автоматизации бизнес-процессов:
– управление в online территориально-распределенным бизнесом, единая база данных корпорации;
– интегрированные в ERP-систему CRM- и Workflow-системы;
– мощная система прав доступа пользователей к функциям и объектам ПО – функциональная полнота и гибкость при минимальной TCO (совокупной стоимости владения);
– минимальные стартовые инвестиции, необходимые для внедрения ПО – подключение к услуге в течение 1 дня, эффективная online-технология внедрения;
– эволюционный апгрейд – развитие ПО синхронно с развитием бизнеса;
– возможность использования условно-бесплатного ПО на рабочих местах;
– online-поддержка, простота администрирования;
– высокая безопасность данных (использование катастрофоустойчивого решения);
– используемое ПО всегда легально, все расходы относятся к валовым затратам.
Владимир Лунин, ООО «КСИКОМ СЕРВИС»
Информационные технологии в менеджменте